Минобрнауки отвечает на самые часто задаваемые вопросы | Сибирский федеральный университет

Минобрнауки отвечает на самые часто задаваемые вопросы

Для оперативной поддержки российских университетов по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения в связи с неблагополучной обстановкой, вызванной новой коронавирусной инфекцией, Министерство науки и высшего образования России запустило рубрику #МинобрнаукиЧАВО в своем Telegram-канале @minobrnaukiofficial.

В ней ведущие российские университеты, имеющие опыт работы на глобальном рынке, в помощь вузам — студентам, преподавателям, сотрудникам — дают ответы на часто задаваемые вопросы о работе в новых условиях. Как организовать обучение, где и как освоить онлайн-курсы, повлияет ли переход на ДО на выплаты зарплат и стипендий — эту и другую оперативную информацию можно найти по хештегу #МинобрнаукиЧАВО.



На чей опыт из вузов-коллег ориентироваться при переходе на дистанционную форму?

На опыт вузов, имеющих опыт работы с такими формами обучения. Все они представлены на образовательной платформе «Открытое образование» и предлагают онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа была создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университетом ИТМО.

На платформе openedu.ru доступны курсы по различным направлениям подготовки ряда вузов: МГУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ, Университет ИТМО, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, Политех, РУТ (МИИТ), СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Самарского университета, ТюмГУ, ТГУ и ТИУ.



Нужно ли переводить университет на режим онлайн-обучения, если в нашем регионе мало (или нет) случаев заболевания коронавирусом?

Необязательно. Решение и ответственность за выбор формы образовательного процесса остается за руководством университета.



У нас в вузе слабая онлайн-платформа, оцифрованных курсов (кроме ДПО) почти нет. Как быть?

Вуз может воспользоваться имеющимися платформами и курсами других университетов. Список открытых ресурсов доступен на сайте Минобрнауки.



Будет ли методическая поддержка на период действия приказа?

Министерство разработало методические рекомендации (.pdf).

Необходимая информация будет распространяться через ресурсы Минобрнауки.

Заседания рабочей группы будут транслироваться в аккаунте Минобрнауки на Youtube.com.



Что будет с учебной нагрузкой педагогических работников, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?

В случае, если учебный курс будет реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций, объём аудиторной работы преподавателя уменьшится, при этом вынужденно возрастут иные формы его нагрузки — методическая и организационная работа, проведение онлайн-семинаров и консультаций, научная работа и т. п.

Высвободившееся рабочее время преподавателя может быть перераспределено на другие виды педагогической работы (методическая, научная, организационная и проч.).

Законодательство (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601) устанавливает верхний предел учебной нагрузки педагогического работника. Нижний предел учебной нагрузки устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. Конкретный объём учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре.

В случае снижения учебной нагрузки ниже предела, установленного локальными нормативными актами и трудовым договором, возможна. Для этого реализации этого потребуется внести изменения в локальный нормативный акт, регулирующиий вопросы установления нагрузки, трудовой договор с работником (по соглашению сторон) и индивидуальный план педагогического работника.



Как юридически корректно оформить использование онлайн-курсов других университетов? Нужно ли заключать сетевой или другой договор с вузом-провайдером?

Существует несколько моделей оформления использования онлайн-курса другого университета. Одна из возможных моделей в текущих условиях следующая.

Существует перечень онлайн-курсов, открытых (бесплатных) для изучения. Заинтересованная образовательная организация выбирает из перечня открытых (бесплатных) онлайн-курсов те, которые рекомендует прослушать своим студентам без прохождения аттестации и получения сертификата.
Заинтересованная образовательная организация направляет организации, на сайте которой размещён курс (далее — оператор платформы), информационное письмо о том, каким студентам и какие онлайн-курсы рекомендованы для прослушивания.

Оператор платформы обеспечивает доступ к онлайн-курсу студентам согласно списку.

Студент получает доступ к онлайн-курсу как физическое лицо, договорных отношений между заинтересованной организацией и организацией-разработчиком онлайн-курса или оператором платформы не возникает.

Преподаватель-работник заинтересованной образовательной организации, чей курс реализуется с использованием онлайн-курса другой организации:

  • проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию;
  • осуществляет организационную, учебно-методическую поддержку студента;
  • выполняет другие виды деятельности по усмотрению своей образовательной организации.

Данная модель основана на заявленной готовности ведущих университетов в сложившихся обстоятельствах открыть бесплатный доступ к своим онлайн-курсам и наиболее удобна, поскольку не предусматривает финансовых взаимоотношений между образовательными организациями, не требует заключения сетевого договора, соблюдения закупочного законодательства.

Во время прослушивания студентом онлайн-курса заинтересованная образовательная организация продолжает оставаться исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, так как сам по себе открытый онлайн-курс предоставляет студенту возможность получить информацию по предмету, но его просмотр не является образовательной услугой. Образовательную услуги студенту оказывает именно заинтересованная образовательная организация.



Будут ли закрыты все общежития?

Императивно закрывать общежития нет необходимости, так как ситуация в разных вузах и регионах разная. Вузы должны принимать разумное самостоятельное решение.

Вне зависимости от того, будет ли закрыто общежитие или нет, общежития будут работать в режиме повышенной готовности. Будет проводиться дополнительная санитарная обработка, антисептики, контроль за температурой.

Добавим, всю необходимую информацию по вопросам образовательного, правового и организационного характера вы можете получить, обратившись на горячую линию Минобрнауи РФ по телефону +7 (495) 198-00-00 или на сайте Ассоциации «Глобальные университеты» keep-learning.globaluni.ru.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.