Концепция Национального университета в Сибирском федеральном округе

Данная концепция разработана инициативной проектной группой под председательством заместителя губернатора Красноярского края В. П. Шишмарева. В состав группы вошли: руководитель Агентства профессионального образования и науки администрации края Никитина О.Н., ректора объединяющихся вузов. Экспертом и главным идеологом концепции являлся Княгинин В. Н. — директор центра стратегических разработок «Северо-Запад»

В январе 2006 года концепция была представлена, рассмотрена и утверждена на заседании проектной группы по созданию федеральных университетов в Южном и Сибирском округах в январе 2006г., созданной по приказу министерства образования и науки РФ №289 от 25.11.2005. Руководитель группы — Волков А.Е., контроль за исполнением возложен на Свинаренко А.Г.

1. Обоснование выбора Красноярска для создания Национального университета

В соответствии с сентябрьскими инициативами Президента Российской Федерации В.В. Путина в рамках приоритетных национальных проектов в Сибирском федеральном округе должен быть создан Национальный университет. Необходимость в организации именно в Сибири одного из новых инновационных университетов, призванных производить глобально значимые знания и технологии и готовить кадры, способные влиять на мировые процессы, обоснована прежде всего тем, что здесь сосредоточены основные природные ресурсы России, предприятия-экспортеры, дающие две трети валютных поступлений в бюджет государства[1].

По оценкам МЭРТ РФ, реализация 30-40 масштабных частно-государственных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке способна обеспечить в долгосрочной перспективе рост ВВП России более чем на 30%. Стратегия экономического развития Сибири (СЭРС), утвержденная на Высшем экономическом Совете Сибирского федерального округа в ноябре 2005 года, предусматривает масштабные инвестиции в регион. Основной вес в стоимостной структуре проектов — около 88% необходимого финансирования - принадлежит сырьевому комплексу: нефтегазовому - 80%, доля металлургической и горнорудной отрасли - 6,8%, лесного комплекса - 1,6%. В "СЭРС" присутствует и несырьевой комплекс: инновационная, рекреационная сферы, торговля. Развитие инновационной инфраструктуры и реализация проектов научных центров в Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске оцениваются с точки зрения необходимых инвестиций в 1,3 млрд. долларов.

Создание Национального университета в Сибири послужит закреплению ее особого геополитического статуса, обеспечению ведущих отраслей отечественной экономики конкурентоспособными технологиями, создаст предпосылки миграционного притока за Урал России мобильных и квалифицированных кадров.

Крупные перспективные инвестиционные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке (до 2020-2030-го годов в млрд. долл.)

Перспективные инвестиционные проекты [2] Необходимые инвестиции
Добыча и переработка нефти и газа
Освоение Ямала 36-70
Разработка месторождений углеводородов Восточной Сибири и создание систем их переработки и транспортировки 86,8
Сахалинские проекты добычи углеводородов 40
Разработка рудных месторождений и металлургия
Освоение месторождений полиметаллических руд Приполярного и Полярного Урала 0,35-1,5
Чинейское (медь, платина) и Удоканское (медь) месторождения 0,5-0,63
Чинейское месторождение (магнетит, титан, ванадий) 0,3-0,35
Катугинское месторождение (тантал-ниобий) 0,6
Сухой Лог (золото) 3,5-5
Новые металлургические комплексы в Восточной Сибири (Хакасия, Красноярский край и Иркутская область) 1,5-2,5
Месторождение титаново-магнетитовых руд в Амурской области и строительство ГОК (Большой Сиэм) 0,2-0,4
Месторождения свинцово-цинковых и полиметаллических руд в Читинской обл., Бурятии и Красноярском крае 0,5-1,0
Угледобыча
Жеронское месторождение угля 1,2
Каранцайское месторождение угля 1,4
Вознесенское месторождение угля 1,3
Никольское месторождение угля 1,2
Апсатское месторождение угля 0,3
ЛПК
Два ЦБК в Ханты-Мансийском автономном округе и на севере Тюменской области 1,5
Читинский ЦБК 0,5
Лесосибирский ЦБК 0,5-1,0
Богучанский ЦБК 0,5-1,0
Электроэнергетика
Богучанская ГЭС (завершение строительства) 1,2-1,7[3]
Нижнебогучанская ГЭС ТЭО разрабатывается
Туруханская ГЭС 12
Березовская ГРЭС-1 (3-й энергоблок) 0,2
Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс 8
Горно-Алтайская ГЭС 0,2
Источник: ЦСР СЗ, ИГ СО РАН, СибНАЦ, ОАО ГидроОГК, ОАО РусАл, ОАО ГМК "Норильский Никель"

Красноярский край является наиболее подходящей площадкой для реализации данного проекта в Сибири, что обеспечивается:

  1. экономическим потенциалом региона, имеющим общероссийское и мировое значение (освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока только в рамках новых проектов, совместно с развитием химического и энергометаллургического комплекса). Красноярский край на протяжении нескольких лет входит в первую пятерку регионов-экспортеров России, значительно опережая по объему экспорта иные территории СФО. Красноярский край - один из основных отечественных поставщиков на внешние рынки цветных металлов (меди, никеля, алюминия), пиломатериалов и круглого леса, продукции химического комплекса (обогащенного урана), топливно-энергетического комплекса (топочного мазута и дизельного топлива). Значительны объемы поставок продукции на экспорт в космической отрасли (НПО «Прикладная механика»);
  2. работой в крае ведущих российских компаний, наличием крупных предприятий, использующих инновационные технологии и нуждающихся как в их разработке, так и подготовке кадров. Эти компании способны выступить в качестве участников частно-государственного партнерства по созданию университета и управлению его деятельностью;
  3. накопленным потенциалом красноярских вузов и проектно-исследовательских учреждений в сфере научных исследований и подготовки кадров;
  4. развитой интеллектуально-культурной городской средой Красноярска;
  5. заинтересованностью и инициативой в модернизации системы профессионального образования в регионе со стороны властей субъекта Федерации;
  6. близостью региона к динамично развивающемуся рынку интеллектуальных услуг и технологий в странах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

2. Цели создания Национального университета в Красноярске. Миссия университета

Цель проекта состоит в создании в Красноярске мощного современного университета, который станет важным фактором политики развития Сибири и Дальнего Востока.

Миссия университета — производство глобально значимых знаний и технологий, а также подготовка кадров, способных влиять на мировые процессы:

  1. Поддержка конкурентоспособности основных отраслей экономики и компаний Сибирско-Дальневосточного макрорегиона России через производство глобально значимых знаний и технологий. В настоящее время Сибирь и Дальний Восток являются сырьевой базой не только российской экономики, но основным поставщиком сырья и продуктов его переработки на экспорт. До сих пор конкурентоспособность экспортоориентированных отраслей экономики Сибирско-Дальневосточного макрорегиона во многом обеспечивалась в основном доступностью и дешевизной природных ресурсов. На сегодняшний день это преимущество постепенно утрачивается. Все более значимыми для обеспечения глобальной конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибири и Дальнего Востока становятся обладание российскими компаниями инновационными технологиями и кадрами с ключевыми современными компетенциями. По данным показателям даже ведущие российские компании пока уступают своим зарубежным конкурентам[4]. Во многом такое отставание производительности труда и капитала российских компаний вызвано тем, что в РФ до сих пор эксплуатируется потенциал старых технологических решений и ограниченного кадрового ресурса, включая стремительно устаревающую систему подготовки кадров. Технологический и кадровый ресурс даже в самых передовых отраслях экономики Сибири и Дальнего Востока постепенно исчерпывается[5]. Пока российские компании, стремясь сохранить свою технологическую и кадровую конкурентоспособность, прибегают к ускоренному импорту стандартных технологий, отдельных специалистов и менеджеров, передают подряды на технологически сложные работы западным компаниям. Многие российские корпорации развертывают собственные системы подготовки кадров (корпоративные университеты, учебные центры и проч.) и приступают к покупке западных компаний, обладающих определенными ключевыми компетенциями[6]. Однако нет никаких оснований считать, что КБ и лаборатории предприятий способны обеспечить мировой уровень разработок даже в конкурентоспособных экспортоориентированных секторах экономики Сибири и Дальнего Востока: горнорудной промышленности, металлургии, угольной промышленности, нефтегазовом и лесном комплексе, химической промышленности[7]. Силы академических и отраслевых исследовательских и проектных институтов распылены и дезориентированы. Можно определенно утверждать, что сохранить и упрочить конкурентоспособность ведущих экспортоориентированных секторов экономики Сибири и Дальнего Востока, а тем более создавать новые подобные сектора, невозможно без создания национального по своим масштабам конкурентоспособного инновационно-технологического и кадрового комплекса. Этот комплекс может быть создан только на базе крупных университетов.
  2. Поддержка процессов социального и культурного развития Сибирско-Дальневосточного макрорегиона России через подготовку элитных кадров, в том числе и управленческих. В условиях сокращения миграционного притока в Сибирь и на Дальний Восток квалифицированных кадров Национальный университет может выступить важным каналом так называемой "точечной" миграции студентов и аспирантов в регион[8]. Следует учесть, что Сибирь и Дальний Восток в ближайшие годы могут выступить зоной "нового освоения" в стране, для которой потребуется огромное количество новых специалистов. Без развернутой системы их сбора и подготовки рассчитывать на реализацию данных проектов невозможно.
  3. Поддержка позиционирования России как лидера развития Азиатско-Тихоокеанского региона через кооперацию с научно-образовательным сектором АТР и подготовку кадров для работы в странах этого региона. В настоящий момент в АТР система высшего образования интенсивно развивается как инновационно-технологическая и кадровая база экономики. За последние двадцать лет многие вузы вошли в число лидеров мировых рейтингов образовательных заведений (Пекинский университет, Корейский университет передовых технологий, современная Школа МВА и МРА в китайском университете Ceibs заняла 22-е место в рейтинге лучших Школ мира по версии Financial Times[9] и проч.). Пока российские вузы слабо взаимодействуют с вузовской и нновационно-технологической системой АТР, а также не выполняют функции "фабрик мысли", интеллектуально обеспечивающих принятие управленческих решений в этой части мира. Несмотря на то, что АТР для Сибири и Дальнего Востока является наиболее перспективным рынком, российские вузы не готовят управленцев, способных работать в данном экономическом пространстве.

Исходя из сказанного ясно, что в Сибири и на Дальнем Востоке необходим центр производства передовых технологий и кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями, с фокусировкой в первую очередь на исследованиях, разработках и подготовке кадров для наиболее конкурентоспособных отраслей экономики восточной части России.

Сконцентрировать в данном регионе кадры, средства, привлечь в него наиболее мобильную и способную к обучению рабочую силу, обеспечить следование мировым трендам в исследованиях, ОКР и НИОКР можно только на базе крупной образовательной организации. Создание чего-либо подобного Новосибирскому Академгородку или комплекса ЗАТО не представляется возможным вне образовательной системы, имеющей естественную подпитку молодыми кадрами, возможность совмещать разработку новых технологий с подготовкой к работе на основе их использования. Национальный университет в Красноярске сразу должен создаваться не как большой региональный вуз, а как вуз, решающий общенациональные задачи, готовящий кадры, способные участвовать в масштабных процессах, протекающих в АТР, и способных управлять данными процессами. На Востоке страны должен быть создан вуз - новый кадровый и технологический лидер в конкурентоспособных секторах экономики Сибири и Дальнего Востока.

3. Предназначение создаваемого вуза, его профиль и сфера конкуренции на мировом рынке профессионального образования

Темпы роста российского и, в частности, сибирско-дальневосточного рынка технологических разработок и подготовки кадров столь значительны, что он становится важным сегментом глобального экономического пространства. Для российских исследователей, разработчиков и учреждений профессионального образования вполне реальной становится ситуация конкуренции с иностранными разработчиками и провайдерами образовательных услуг.

Фактически в ряде отраслей данная конкуренция уже развернулась: в лесопромышленном комплексе разработка технологических решений и подготовка высококвалифицированных кадров постепенно перемещается в Финляндию[10]; в геологоразведке и бурении в Сибири и на Дальнем Востоке уже работают крупнейшие западные специализированные компании Halliburton International Inc. и Schlumberger Oilfield Services и Schlumberger Sema, которые развертывают собственные образовательные модули. Например, Schlumberger уже контролирует 11% российского рынка сервисных услуг для нефтегазового сектора, а через 3-5 лет планирует увеличить эту долю до 40%. В феврале 2006 года компания приступила к созданию в Тюмени крупнейшего в России учебного центра.

Конкуренция в высшем профессиональном образовании, как и по всему миру, будет развертываться в трех сегментах:

  1. массовое профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов, квалификация которых отвечает принятым в мире стандартам и способным работать с доминирующими на рынках технологиями;
  2. профессиональное образование, включенное в процесс исследований и разработок передовых технологий, конкурентных в глобальном рынке;
  3. подготовка кадров, способных управлять глобальными процессами (входящих в мировые элиты, в том числе фиксируемых как кадровый резерв наиболее значимых в мире корпораций или ведущих территориально-производственных кластеров).

В первом сегменте лидируют современные многопрофильные учебные заведения, дающие образование в соответствие с принятыми в мире стандартами и обеспечивающие повсеместное признание квалификации. Фактически начался процесс формирования глобального рынка образовательных услуг в этой области. Рабочим языком этого рынка, как правило, является английский[11], а основными инфраструктурами - «виртуальные кампусы»[12], университетские консорциумы, транснациональные образовательные корпорации (такие как British Council, DAAD, EduFrance, NAFSA). Для проникновения на внешние рынки зарубежные университеты-лидеры активно используют такие механизмы, как франшиза, филиал-кампус, совместные программы и проч. Формируются так называемые «образовательные гипермаркеты», организованные по сетевому принципу и работающие на основании единых стандартов и квалификационных требований, предлагающие стандартный пакет знаний по наиболее низкой цене за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий. «Образовательные гипермаркеты» как значимые игроки на глобальном рынке подготовки кадров стали активно развиваться в 1990-е годы (прежде всего в США и Британии), а с началом 2000-х они развернули интенсивную международную экспансию. До последнего времени основной осваиваемой территорией для них была Центральная и Восточная Азия. Однако в настоящий момент они активно вторгаются в Восточную Европу и страны СНГ.

Во втором сегменте глобального рынка профессионального образования исследовательская деятельность в рамках современных вузов напрямую связана с созданием новых технологий как таковых и формированием новых кадровых позиций, необходимых в экономике для масштабного внедрения данных технологических решений.

Во-первых, научные разработки являются фундаментом деятельности, сильно отличающихся от гумбольдтовских, новых исследовательских университетов на рынке технологий и образовательных услуг. Основными глобальными тенденциями в пределах данного сегмента являются, во-первых, формирование глобальной сети университетов-лидеров в отдельных технологических сферах (технологическая специализация, как правило, жестко привязана к экономической специализации соответствующего региона[13]).

Во-вторых, повышение рыночной ориентации научно-технологических модулей университетов (что выражается в том числе в создании крупных университетских технопарков и совместных с корпорациями и государственными ведомствами лабораторий, а также в реализуемых университетами процедурах технологического форсайта по основным направлениям своей специализации и развернутых маркетинговых исследований применительно к разрабатываемым технологическим направлениям (с учетом кадрового аспекта[14]).

В-третьих, в маркетинговой ориентации вузов не только (и не столько) на абитуриентов и их родителей, сколько на запросы работодателей и инвесторов.

Университеты стали активными игроками на рынке технологий в 1970-80-е годы (сначала в США, затем в Западной Европе). Принципиальными условиями присутствия университета на рынке технологий является глобальное лидерство в отдельных сферах научного знания и фокусировка на определенных направлениях развития прикладных технологий. Основным контрагентом университетов на рынке технологий является бизнес - соответствующим образом строится и рыночная позиция исследовательского университета. Данные университеты не стремятся к территориальной экспансии. Наоборот, их стратегия - концентрация в своих аудиториях и лабораториях наиболее конкурентоспособных кадров со всего мира как среди профессоров, так и студентов и аспирантов.

Третий сегмент мирового рынка профобразования, на котором складывается глобальная и очень ожесточенная конкуренция - подготовка элит (управленческой, научной, технической и культурной). Поскольку речь идет о кадрах, способных управлять глобальными процессами, специализируются на их подготовке только крупные университеты с мировым именем и богатыми традициями, высоким глобальным рейтингом, расположенные вблизи от основных «центров принятия решений». Например, по мере укрепления доминирования на мировых рынках ТНК, штаб-квартиры которых располагаются в США, обозначилось лидерство американской технологии подготовки управленческой элиты — через бизнес-школы. Университеты, являющиеся ключевыми мировыми центрами формирования элиты, постоянно наращивают свое превосходство за счет пестования традиций, развития и трансляции продвигаемых систем ценностей и за счет постоянного подтверждения высокого социального статуса каждого отдельного выпускника. Эти университеты (и их бизнес-школы) занимают верхние строчки в наиболее авторитетных международных рейтингах вузов.

Пока российские университеты не представлены в этих наиболее перспективных и динамичных сегментах мирового рынка профессионального образования. В нынешнем своем положении они не подготовлены (как в ресурсном, так и в организационном отношении) к борьбе за новые ниши.

Выполнить функцию «образовательных гипермаркетов» не в состоянии в силу устаревшего учебного процесса, сильного отставания в образовательных технологиях и несоответствии принятых квалификационных систем — международным стандартам. В последние годы Россия все чаще включается в сферу интересов зарубежных университетов, предлагающих принципиально новые для российского рынка образовательные продукты, такие, как дистантное обучение. Высока вероятность открытия в России нескольких зарубежных «образовательных гипермаркетов», включенных в глобальные сети, удаленных офисов иностранных университетов.

Российские университеты в настоящий момент не решают масштабных задач обеспечения глобального технологического лидерства базовых отраслей российской экономики. Вузы не смогли преодолеть последствий решений 20-30-х годов прошлого столетия, когда исследовательские и технологические модули были выведены из их структуры и переданы специализированным академическим и отраслевым институтам, а также заводским конструкторским бюро.

Поскольку и вузы, и старые НИИ и КБ в современных условиях продемонстрировали низкую конкурентоспособность на рынке технологий, постольку сохранение сложившейся ситуации означает, что Россия в долгосрочном периоде будет вынуждена выступать в роли импортера и реципиента технологических решений, что создает риск выпадения страны из следующей инновационной волны и консервации отставания в сфере разработки новых технологий и подготовки кадров с ключевыми современными компетенциями.

Большинство российских университетов не в состоянии выполнять роль центров подготовки глобальных лидеров, национальной и, все чаще, даже региональной элиты. Все более популярным становится получение зарубежного профессионального элитного образования. Думается, что проект крупной бизнес-школы в Москве (и в меньшей степени — в Санкт-Петербурге) является попыткой создать в России центр подготовки глобальных лидеров. В других регионах РФ реализация подобного проекта в ближайшие годы представляется маловероятной.

Создаваемый в СФО Национальный университет может быть сориентирован на завоевание конкурентных позиций в сегменте массовых образовательных услуг на глобальном рынке. Требуемые для этого технологии могут быть импортированы и внедрены в течение 4-5 лет, а то обстоятельство, что глобальные сети «образовательных гипермаркетов» начали формироваться только в 1990-е годы, позволяет надеяться на успех проекта догоняющего развития. Тем не менее, в случае формирования «образовательного гипермаркета» в РФ в средней и долгосрочной перспективе придется инвестировать в изменение ментальных моделей в первую очередь населения России, а затем тех стран, на рынки которых будет осуществляться экспансия. Серьезным ограничением остается то обстоятельство, что доминирующим на данном рынке языком является и останется в перспективе английский, а Российская Федерация до сих пор не гармонизировала свою систему подготовки и квалификационную модель с доминирующими на основных образовательных рынках - американском, европейском и азиатском. Кроме того, остается существенной проблемой доступность для вуза современных массовых технологий, которые могут быть преобразованы в учебные модули и образовательные программы.

Ограничен потенциал вуза в СФО и в сфере подготовки кадров, претендующих на включение в мировые элиты. Прежде всего, это связано с географической удаленностью сибирских университетов от центров принятия решений, а также дефицитом мировых брэндов на рынке образовательных услуг.

Очевидно, что Национальный университет в Красноярске, в случае его создания, в первую очередь имеет шансы на занятие конкурентных позиций на мировом рынке высшего профессионального образования в том его сегменте, который связан с лидерством в исследованиях и технологических разработках. Поэтому, не отказываясь от модернизации учебных технологий и развития маркетинга, характерного для «образовательного гипермаркета», реализуя программы подготовки управленческих элит в отдельных отраслях экономики Сибири и Дальнего Востока, проект Национального университета в Красноярске должен быть связан со ставкой на реконструкцию исследовательско-технологического модуля в вузе. Критическими являются вопросы формулирования и финансирования заказа на технологии со стороны государства на этапе становления и вопросы взаимодействия университетов с бизнесом, являющимся основным потребителем технологий и достижений науки в средне- и долгосрочной перспективе.

Национальный университет в СФО должен быть сфокусирован на развитие технологий и подготовку кадров в следующих сферах:

  1. материаловедение и металлургия (включая биологическое выщелачивание золота из руды, сверхчистые металлы, и проч.);
  2. геология и горнодобывающая промышленность, включая нефте- и газодобычу в экстремальных северных условиях;
  3. электроэнергетика, включая подготовку специалистов в сфере гидроэнергетики, а также развития альтернативных источников электроэнергии (водородная энергетика, солнечная энергетика и проч.);
  4. химия, включая нефте- и газохимию, атомная промышленность;
  5. биология и экология, включая замкнутые экосистемы;
  6. космические технологии, включая космическое приборостроение, а также использование существующих достижений красноярской школы прикладной математики. Оборонно-промышленный комплекс;
  7. строительство, включая строительство в сложных климатических условиях, а также специализированное промышленное строительство.

Красноярская наука, инженерная школа и вузовская система, имея конкурентоспособный задел по этим направлениям в Российской Федерации на сегодняшний момент[15], в случае их интеграции в Национальный университет в течение 5-10 лет при соответствующей поддержке РФ и региональных властей, а также заинтересованном участии бизнеса должны в указанных направлениях исследований и технологических разработок, а также подготовки кадров занять лидирующие позиции в мире. Именно такой путь прошли отдельные университеты, например, «Технион» в Израиле, Манчестер в Британии, университеты в канадской провинции Альберта. Лидирующее положение в направлениях фокусировки исследований, разработок и подготовки кадров должно стать базой для вхождения Национального университета в Красноярске в перспективе 10-15 лет в 100 лучших вузов мира по международным рейтингам (The London Times World University Ranking, AsiaWeek "Asia's best universities", Shanghai Jiao Tong University (SJTU) и др.).

4. Предложения к структуре образовательных программ и организации учебного процесса

4.1. Требования к организации учебного процесса, исследований и разработок в Национальном университете

Исходя из вышесказанного выделяются следующие характеристики Национального университета, обеспечивающие новое качество учебного процесса и конкурентоспособность вуза в мировом образовательном пространстве:

  1. Фокусировка на передовых технологических разработках и кадрах, способных работать с новыми технологиями. Это требует:
    1. резкого увеличения объемов ОКР и НИОКР в Национальном университете по сравнению с существующими в красноярских вузах. Объемы ОКР и НИОКР должны выступать в качестве важнейшего показателя результативности работы преподавательского и исследовательского состава, а также учитываться при определении размера оплаты труда;
    2. повышения практической ориентированности исследований и разработок в новом вузе, формирования их тематики не в отраслевой логике, а в проблемной логике. Структура инновационно-технологического модуля университета не должна совпадать с учебной. Основой данного модуля должен выступать мощный технопарк. Проблемная ориентированность стимулирует междисциплинарный характер исследований и разработок;
    3. установления тесных связей с бизнесом, перед которым в первую очередь встают масштабные технологические и кадровые задачи[16];
    4. развития управленческого образования, включая создание международной бизнес-школы, ведущей в том числе подготовку управленческих кадров для работы в странах АТР;
    5. использования современных технологий преподавания, развивающих навыки эффективной коммуникации, командного решения производственных задач, внедрения имитационных, проектных и тренинговых методов обучения;
    6. расширения интеграции с Красноярским научным центром СО РАН.
  2. Отбор в качестве основы формирования Национального университета вузов, ведущих подготовку кадров по основным направлениям, востребованным наиболее конкурентоспособными секторами экономики Сибири и Дальнего Востока, при сохранении свойственной университету мультидисциплинарности, сочетания фундаментальных и прикладных аспектов в исследованиях и подготовке кадров:
    1. Красноярский государственный университет, ведущий в настоящий момент подготовку кадров естественно-научной и гуманитарной специализации;
    2. Красноярский государственный университет цветных металлов и золота , ведущий подготовку инженерных кадров в первую очередь для металлургической и горнодобывающей промышленности, нефтегазового комплекса. КГУЦМЗ в настоящий момент является базой корпоративного университета ОАО «Русский алюминий»;
    3. Красноярский государственный технический университет, ведущий подготовку инженерных кадров в том числе для энергетики, горнодобывающей промышленности, нефтегазового комплекса, отраслей их технологического обеспечения, машиностроения;
    4. Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, ведущая подготовку инженерных кадров для архитектурного проектирования, строительства и промышленного дизайна.

    Данные вузы должны выступить основой формирования Национального университета в Красноярске на первом этапе. В последующем в данный университет могут войти другие вузы Красноярска, а также университет должен будет интегрироваться с Красноярским научным центром СО РАН. Поэтапное формирование Национального университета на базе существующих вузов Красноярска создает условия для оптимального использования существующей материально-технической базы и кадровых ресурсов региона.

  3. Обеспечение максимальной мобильности в подготовке кадров (не просто оперативно реагирующей на запросы рынка труда, но и способной формировать данный рынок), в том числе за счет:
    1. двухуровневой подготовки учащихся - широким бакалавриатом в рамках крупных институтов внутри Национального университета[17], дополняемым обеспечивающей специализацию магистратурой и ориентированной на исследования аспирантурой и докторантурой. Это потребует создания внутри университета крупных институтов, ведущих подготовку кадров по целой группе направлений, не имеющих внутри отдельных факультетов. Ответственность за присвоение квалификации должна быть передана «выпускающим кафедрам» —обладателям необходимых для этого учебных программ. В связи с чем кафедры придется почти неизбежно укрупнять, превращая в аналоги департаментов в американских исследовательских университетах;
    2. перехода к кредитно-модульной организации учебного процесса (на базе системы учебных кредитов ECTS);
    3. развития дистантного образования на базе современных коммуникационных технологий;
    4. приема в магистратуру Национального университета бакалавров, получивших соответствующие дипломы в других вузах;
    5. формирования «команд» преподавателей, ведущих учебные программы;
    6. формирования «беступиковых» учебных программ[18], позволяющих перейти к непрерывному образованию,
    7. модульного учебного процесса;
    8. включения Национального университета в систему студенческих и академических обменов внутри страны и за рубежом.
  4. Формирование эффективной системы управления качеством образования:
    1. создание системы внутреннего контроля качества образования;
    2. привлечение к мониторингу качества работодателей и профессиональных объединений;
    3. интеграция с международными организациями контроля качества образования (Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании — ENQA);
    4. активное участие в международных конкурсах.
  5. Формирование Национального университета как части мирового образовательного пространства, т.е. в соответствии с мировыми стандартами в высшем профессиональном образовании и тесном взаимодействии с зарубежными образовательными учреждениями. Это значит, что:
    1. учебные программы соответствуют европейской квалификационной системе;
    2. значительная часть программ должна проводиться совместно с ведущими зарубежными вузами;
    3. должны быть созданы условия для обучения (в том числе в магистратуре, аспирантуре и доктарантуре) значительной доли иностранных студентов, в первую очередь из стран АТР[19];
    4. к работе (чтению лекций, ведению учебных курсов и проч.) необходимо привлекать ведущих зарубежных специалистов[20], в т.ч. представителей российской преподавательской и научной диаспоры. Необходимо стремиться к включению мировых лидеров образовательной и инновационной систем в состав рабочей группы по проектированию и созданию Национального университета и вхождению их в состав органов управления данной образовательной организации (например, Попечительский совет);
    5. следует постепенно расширять количество учебных курсов, преподаваемых на иностранных языках;
    6. необходимо сосредоточить в Национальном университете разработки наиболее актуальных проблем развития АТР и установить устойчивые связи с ведущими вузами данного региона.

4.2. Основные направления подготовки в Национальном университете

В настоящее время в объединяемых вузах ведется подготовка специалистов по 138 специальностям, бакалавров по 48 направлениям и магистров по 14. При этом существующая структура подготовки по основным образовательным программам (ООП) высшего профессионального образования имеет следующие характеристики:

  1. Высокий удельный вес подготовки специалистов по узким отраслевым специальностям.
  2. Соответственно низкий удельный вес подготовки в рамках бакалавриата и незначительный объем подготовки магистров.
  3. Дублирование специальностей и направлений подготовки в различных вузах, как правило, в области экономики, менеджмента, информационных технологий, а так же ряда гуманитарных и инженерных специальностей.

В этой связи предлагается провести поэтапную переформатизацию основных образовательных программ в рамках двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура».

На первом этапе в 2006-2007 годах необходимо:

  1. расширить прием студентов на действующие ООП направлений бакалавриата, начиная с 2006 года при сокращении приема на ОПП специальностей (специалитета);
  2. развернуть работу по трансформации реализуемых укрупненных направлений подготовки специалистов в соответствующие программы подготовки бакалавров, магистров с последующим лицензированием (20-30 направлений и программ);
  3. провести мониторинг рынка труда и технологический прогноз для определения узкого перечня специальностей, по которым будет вестись подготовка;
  4. на основе мониторинга рынка труда и технологического форсайта уточнить перечень новых перспективных направлений подготовки бакалавров, магистров и развернуть работы по методическому обеспечению этих программ, лицензированию и аккредитации (15-18 направлений и программ). Важно также отметить, что для этого университет должен получить право менять образовательные стандарты как по направлениям подготовки бакалавров, так и магистерским программам;
  5. развернуть совместно с научными институтами КНЦ СО РАН работу по научно-методическому обеспечению новых программ подготовки магистров (20-30 программ).

На втором этапе, начиная с 2008 года, наряду с внедрением кредитно-модульной организации учебного процесса осуществить масштабный переход на двухуровневую систему подготовки по направлениям.

Организационная поддержка преобразований учебной деятельности будет предполагать:

  1. В переходный период пока будет происходить реорганизация вузов предполагается сохранить факультетско-кафедральную систему в реорганизуемых вузах.
  2. Наряду с этим создаются профильные институты по закрепленным профилям подготовки бакалавров, магистров и специалистов. В институты передается реализация магистерских и ряд программ подготовки бакалавров. На первом этапе возможно формирование следующих институтов:
    1. естественнонаучный институт;
    2. гуманитарный институт;
    3. институт экономики и управления;
    4. институт права;
    5. архитектурно-строительный институт;
    6. инженерно-технический институт;
    7. институт технологий, горного дела, нефти и газа;
    8. высшая школа управления и бизнеса (дополнительное образование).
  3. В рамках института основной акцент делается на реализацию магистерских программ, а также бакалавриата. В процессе развития институтов, как правило, будут реализовываться образовательные программы всех уровней по закрепленному профильному направлению: основные образовательные программы (бакалавриат, магистратура и в исключительных случаях специалитет; программы послевузовского образования (аспирантура, докторантура); программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная подготовка, получение дополнительной квалификации, сертифицированные семинары).
  4. Также в данный период необходимо развернуть работы по созданию проблемных исследовательских лабораторий, которые могут быть созданы как при кафедрах, так и межкафедральные. Формирование исследовательских лабораторий осуществляется под конкретные исследовательские проекты в тесной интеграции с институтами КНЦ СО РАН.
  5. Важным элементом организации учебного процесса станет разворачивание работ по формированию и обучению корпуса тьюторов для администрирования учебного процесса на основе кредитно-модульной системы и организации работы по выбору индивидуальных образовательных траекторий студентами.

На втором этапе, начиная с 2008 года, по мере перехода на двухуровневую систему подготовки на основе кредитно-модульной организации учебного процесса и открытия новых направлений подготовки бакалавров и магистров станет возможным:

  1. создание новых институтов;
  2. укрупнение кафедр и создание на их базе департаментов;
  3. перенос акцентов в управлении образовательными программами на департаменты. И в этом контексте департамент и проблемная лаборатория становятся ключевыми звеньями в реализации образовательных и исследовательских программ, а на уровне института обеспечивается выполнение общих функций по управлению организацией учебного процесса.

4.3. Методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение учебного процесса

На первом этапе численность студентов Национального университета должна составить не менее 33 тысяч (в головном вузе, без филиалов), в том числе не менее 24 тысяч обучающихся на дневном отделении. Для перехода к набору студентов из-за пределов Красноярского края (работа на весь Сибирско-Дальневосточный регион) и к подготовке кадров для данного макрорегиона необходимо:

  1. развернуть систему отбора абитуриентов, поступающих в магистратуру, аспирантуру и докторантуру (перейти к долгосрочной работе с абитуриентами, разработать и реализовать проекты наиболее престижных в РФ предметных олимпиад и иных конкурсных испытаний, расширить систему подготовительных «летних» и проч. школ, экскурсий, привлечения к общественным мероприятиям школьных преподавателей, родителей и потенциальных абитуриентов);
  2. сформировать в Национальном университете центр планирования карьеры и кадровых консультаций для учащихся, выпускников и работодателей.

Для модернизации учебного процесса, организации исследований и разработок в Национальном университете необходимо осуществить радикальную модернизацию существующих в объединяющихся вузах учебных программ и разработать новые программы: в 2006 году — не менее 70, а в 2007 — не менее 200 основных учебных программ. Подготовить пакет учебных программ МВА и МРА для подготовки управленческих кадров высокой квалификации в Международной школе бизнеса и управления. В течение двух лет перейти к кредитно-модульной организации учебного процесса (на базе системы учебных кредитов ECTS) и внедрить систему контроля качества образовательных услуг.

Кадровое обеспечение учебного процесса на первом этапе достигается в первую очередь за счет профессорско-преподавательского состава объединяемых вузов (около 2500 штатных преподавателей, в том числе около 250 докторов наук, около 700 совместителей, в том числе около 180 докторов наук). Кроме того, предполагается для укрепления кадрового состава Национального университета реализовать программы:

  1. «переобучения обучающих» в течение 2006-2007 годов, включая обучение за рубежом (не менее 220 преподавателей) и в ведущих вузах Российской Федерации (не менее 480 преподавателей);
  2. привлечения к преподаванию визит-профессоров из других российских вузов и из-за рубежа;
  3. рекрутинга коллективов преподавателей и научных работников, способных стать ядром формирования направлений подготовки кадров и инновационно-технологических разработок (в 2006-2007 годах — не менее 25 (до 40) человек ежегодно);
  4. отбора и направления на подготовку в ведущие российские и зарубежные вузы студентов, аспирантов и докторантов в 2006-2007 годах (не менее 50 человек в зарубежные вузы и не менее 250 человек в российские вузы);
  5. привлечения к управлению Национальным университетом команды высококвалифицированных менеджеров, а также привлечения в Попечительский совет вуза представителей работодателей, ведущих российских и зарубежных ученых.

Материально-технической базой Национального университета на первом этапе должен стать имущественный комплекс объединяющихся вузов. Кроме того, для укрепления данной базы должны быть реализованы следующие проекты:

  1. проектирование кампуса Национального университета с учетом программы развития вуза и мировых стандартов развития сервисов для преподавателей и студентов;
  2. завершение строительства научной библиотеки Красноярского государственного университета (по модернизованному проекту);
  3. завершение строительства и оборудование лабораторного корпуса Красноярского государственного технического университета;
  4. завершение строительства главного корпуса КГАСА;
  5. ремонт общежитий и корпусов Национального университета;
  6. создание в Национальном университете крупного инновационно-технологического модуля (технологический парк, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий) в тесном взаимодействии с академическими и отраслевыми НИИ и реальным сектором экономики;
  7. проектирование и строительство комплекса зданий для международной школы бизнеса и управления (учебного корпуса, гостиницы для преподавателей, сервисов и проч.)[21].

Финансовое обеспечение проекта создания Национального университета в Красноярске предполагает несколько направлений и каналов финансирования:

  1. Федеральному агентству по образованию осуществлять текущее финансирование расходов реорганизуемых государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а затем и Национального университета в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами.
  2. Для сохранения кадрового обеспечения вуза на уровне одного из Национальных университетов необходимо предусмотреть, начиная с 2007 года, государственное финансирование его деятельности исходя из следующего соотношения профессорско-преподавательского состава и количества студентов: число студентов и аспирантов, приходящихся на одного преподавателя по дневной форме обучения, — в среднем четыре человека. Это предполагает увеличение текущего финансирования Национального университета не менее чем в 2 раза по сравнению с ныне осуществляемым финансированием четырех объединяемых вузов.
  3. На реализацию мероприятий по созданию Национального университета в течение 2006-2007 годов дополнительно направить из федерального бюджета не менее 3 млрд. рублей: в 2006 году — не менее 1 млрд. руб., в 2007 — не менее 2 млрд. руб.
  4. Привлечь в течение 2006-2007 года к финансированию мероприятий по созданию Национального университета средства работодателей в сумме не менее 1 млрд. рублей, направив данные средства на финансирование в первую очередь кадровых программ, создание и покрытие операционных расходов международной школы бизнеса и управления, на проведение технологического форсайта и финансирование инновационно-технологического модуля нового вуза. В силу сложившихся законодательных ограничений для частно-государственных партнерств в высшем профессиональном образовании РФ предусмотреть на первом этапе создания Национального университета аккумуляцию спонсорских средств в специальном фонде — некоммерческой организации, в составе органов управления которой — Правлении и Попечительском совете - должны быть представлены члены Попечительского совета Национального университета и данный орган должен имеет решающее значение при распределении и расходовании средств фонда.
  5. Привлечь для финансирования и создания условий для нормального функционирования Национального университета в Красноярске средства из бюджета Красноярского края в течение 2006-2007 годов в сумме не менее 1 млрд. рублей. Органы государственной власти Красноярского края даже в рамках существующего разграничения полномочий между федеральным и субфедеральным уровнями должны профинансировать прежде всего: кадровые, социальные вопросы, развитие и создание инженерных, социальных инфраструктур, обсуживающих Национальный университет.

5. Механизмы, обеспечивающие качество учебного процесса и конкурентоспособность вузов в мировом образовательном пространстве

5.1. Федеральные гарантии реализации проекта

В связи с подготовкой постановления Правительства РФ о создании Национального университета и проекта последнего возникает ряд вопросов, требующих специального решения со стороны федеральных органов исполнительной власти и отражения в Постановлении Правительства РФ о создании Национального университета:

  1. Сохранить рабочую группу Министерства образования и науки до 2009 года, т.е. на весь период реализации проекта создания Национального университета.
  2. Закрепить за Национальным университетом соответствующую актуальную для страны и Сибирско-Дальневосточного макрорегиона тематику (например, исследования в сфере оборонно-промышленного комплекса, взаимодействия России со странами АТР, разработка миграционной государственной программы для Сибири и Дальнего Востока, программа развития сырьевого комплекса страны и проч.) с подтвержденным финансированием НИОКР[22]. Следует поручить Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Федеральному агентству по атомной энергии, Федеральному космическому агентству представить свои предложения по развитию опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы на базе национального университета.
  3. Отработать при создании Национального университета в Красноярске новую модель высшего учебного заведения. Для чего потребуется внести существенные изменения в действующие нормативные акты, в том числе в акты Правительства РФ, определяющие статус вузов и порядок управления ими, взаимодействия вузов, регионов, а также работодателей. Целесообразно предусмотреть, что после принятия закона о новых организационно-правовых формах учреждений образования, Красноярский национальный университет будет трансформирован в автономное учреждение или государственную корпорацию. Сложившийся порядок организации и деятельности вузов в РФ в настоящее время существенно ограничивает возможности создания подлинно инновационных вузов, жестко регламентируя порядок управления в них (включая решение кадровых вопросов), организации финансирования и проч., стимулируя корпоративную замкнутость данных учреждений и малую их восприимчивость к запросам общества и бизнеса.
  4. Предусмотреть повышенное текущее финансирование Национального университета. В целях стабилизации кадрового состава нового университета, а также обеспечения его устойчивого развития после окончания первичного финансирования в 2006-2007 годах следует предусмотреть возможность продолжения выделения средств из федерального бюджета на проект вуза в 2008-2010 годах (при наличии утвержденной программы развития университета), а также переход с 2007-2008 года к текущему финансированию на уровне особой группы российских вузов (МГУ, СПбГУ и еще около 30 ведущих вузов России), в настоящий момент имеющих индивидуальные нормативы бюджетного финансирования.
  5. Изменить нормативное обеспечение системы управления в университете, чтобы установить тесную связь с региональными администрациями и с крупными российскими компаниями, действующими в Сибирско-Дальневосточном макрорегионе. Это означает в том числе: расширение функций Попечительского совета вуза, включение в его состав представителей органов государственной власти и крупного бизнеса[23], ведущих мировых ученых, включая представителей ведущих российских и зарубежных вузов и научных учреждений, введение должности президента (сопрезидентов). Попечительский совет и его президент на первом этапе утверждается Министром образования и науки РФ (Рособразованием), а в дальнейшем формируется в соответствии с уставом университета.
  6. Предусмотреть возможность (в качестве эксперимента в системе высшего профессионального образования РФ) расширения прав Национального университета в формировании учебного процесса, в разработке учебных программ, принятии индивидуальных образовательных стандартов, определении порядка оплаты труда преподавателей и сотрудников.
  7. Правительство РФ может оказать значимую поддержку при организации взаимодействия Национального университета в Сибири с крупными российскими компаниями, расширении их участия в подготовке кадров, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в университете. Этому может способствовать, в том числе, изменение статуса Попечительского (наблюдательного) совета университета.

5.2. Организационные гарантии

  1. Изменение организации управления. Усиление функций Попечительского совета, в том числе в кадровых вопросах, в вопросах использования спонсорских средств и проч. Это усиление может быть обеспечено еще и тем, что само формирование Попечительского совета не будет зависеть от ректора и иных органов текущего управления университета.
  2. Формирование для аккумулирования спонсорских средств в Национальном университете специального фонда на базе некоммерческой организации, тесно связанной с Попечительским советом университета.
  3. Введение новой структурной организации университета:
    1. деление на крупные институты, организационно обеспечивающие "широкий бакалавриат";
    2. укрупнение кафедр и распределение функций внутри институтов с особым статусом кафедр как обладателей учебных программ (деканатам институтов остается роль организатора движения студентов по данным программам и решение вопросов обеспечения функционирования учебной части и кампуса)[24];
    3. введение института тьюторов;
    4. разделение учебной и исследовательско-разработческой структуры (кафедр и проблемных лабораторий внутри институтов, отделение технопарка от институтов и проч.).
  4. Формирование современной международной бизнес-школы в структуре университета и современного технопарка[25]. Организация патентного центра, центра трансферта технологий и проч.
  5. Создание самой крупной и современной научной вузовской библиотеки в Сибири и на Дальнем Востоке.
  6. Создание организационных структур, обеспечивающих международное сотрудничество вуза, работу со студентами и абитуриентами.

6. Организационно-правовые механизмы формирования университета на базе существующих вузов Красноярска

6.1. Организационно-правовая форма создания Национального университета

Университет будет создан в форме учреждения, то есть высшего учебного заведения, имеющего статус юридического лица, реализующего в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Такого рода организационно-правовая форма позволит решить важные для первого этапа деятельности университета задачи и успешно завершить период окончательного организационного и институционального оформления нового учебного заведения.

В последующем, по истечении двух-трех лет существования университета в качестве учреждения, предполагается изменение его организационно-правовой формы — преобразование университета в автономное учреждение (проект федерального закона «Об автономных учреждениях» находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ).

Учитывая содержание указанного проекта, приобретение университетом статуса автономного учреждения позволит обеспечить реализацию следующих задач организации и деятельности университета:

  1. Придать университету, как особого рода образовательному учреждению, большей самостоятельности в отношениях с учредителем, в том числе в вопросах распоряжения имуществом, формирования образовательных программ.
  2. Расширить возможности для привлечения в образовательный процесс внешних ресурсов, в том числе в виде благотворительных взносов денежных средств, имущества (учебного оборудования), предложений и заказов на проведение научно-исследовательских работ, подготовку кадров и т.д.
  3. Создать возможности для оптимизации процесса управления университетом и выстроить эффективную для достижения целей создания университета структуру, в том числе посредством создания Попечительского (Наблюдательного) совета.
  4. Обеспечить контроль за деятельностью университета в имущественной сфере, в том числе посредством регламентации порядка совершения им крупных сделок, сделок с заинтересованностью.

В последующем предполагается рассмотреть вопрос о преобразовании университета в государственную корпорацию, что позволит обеспечить более широкое и многоаспектное участие в деятельности университета субъектов предпринимательской деятельности, в том числе крупных российских корпораций, выступающих работодателями в отношении выпускников университета, зарубежных коммерческих и некоммерческих организаций.

Национальный университет предполагается создавать посредством реорганизации федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет» путем присоединения к нему следующих федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования: «Красноярский государственный технический университет», «Красноярский государственный университет цветных металлов и золота», «Красноярская государственная архитектурно-строительная академия» — в порядке, предусмотренном законодательством.

6.2. Основные мероприятия по учреждению Национального университета

В ходе учреждения Национального университета предполагается осуществить следующие основные мероприятия:

  1. Формирование концепции и проектных рабочих материалов, связанных с созданием университета, в том числе концепции и схемы организационной структуры университета — в срок до 28 февраля 2006 года.
  2. Заключение необходимых соглашений с Красноярским краем, регламентирующих его участие в создании университета, согласование с органами законодательной и исполнительной власти Красноярского края проекта реорганизации соответствующих высших учебных заведений, находящихся в городе Красноярске — в срок до 21 апреля 2006 года.
  3. Подготовку и принятие проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О создании в городе Красноярске Национального университета», формирование состава руководящих органов университета - в срок до 12 апреля 2006 года.
  4. Разработку и утверждение в установленном порядке учредительных документов университета — в срок до 12 мая 2006 года.
  5. Осуществление реорганизации соответствующих высших учебных заведений — в течение 2006 года.
  6. Получение лицензии на ведение образовательной деятельности — в срок до 12 июля 2007 года.
  7. Разработку комплекса основных образовательных программ, позволяющих осуществлять образовательный процесс — в срок до октября 2007 года.
  8. Окончательное организационное оформление нового учреждения высшего профессионального образования — в срок до 31 декабря 2007 года.
  9. Осуществление государственной аккредитации нового образовательного учреждения высшего профессионального образования — в срок до 30 декабря 2008 года.
  10. Завершение перехода на двухуровневую систему образования (магистр-бакалавр) и на кредитно-модульную систему организации образовательного процесса - в срок до 1 сентября 2010 года.

Примечания:

[1] Основу сибирского экспорта составляют энергоносители (более половины от общего объема), металлы (около 15%), машиностроительная продукция (8%), химическая продукция (6%).

[2] Согласно данным Федерального агентства по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, в целом на разведочные работы в СФО в 2005 году направлено 12 млрд. рублей - в два раза больше, чем в 2004-м. 22% этих средств выделил федеральный бюджет. Между тем Министерство природных ресурсов России подготовило проект долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года. Документ предусматривает расходы на эти работы в объеме 1,5 трлн. рублей. Из них 126 млрд. готов выделить федеральный бюджет, остальные средства направят на геологоразведку недропользователи.

[3] Без учета инфраструктурного обустройства района.

[4] Горнодобывающая промышленность: производительность труда в компании «Алроса», в разы ниже, чем у основных зарубежных конкурентов. Цветная металлургия: производительность труда на предприятиях "Норильского Никеля" - 3,5 тонны никеля на одного работника, а в канадских компаниях Inco и Falkonbridge этот показатель составляет соответственно 36 тонн и 55 тонн. Лесопромышленный комплекс: численность персонала «Илимп Палп» в 10-12 раз больше, чем на аналогичных финских предприятиях, а объем выпуска продукции меньше в 2-2,5 раза. Нефтегазодобыча: производительность российский нефтегазовых компаний пока в 5-10 раз ниже, чем у их западных конкурентов. Например, итальянская нефтегазовая компания «ENI» в 2003 году добывала ежедневно 1562 тысячи баррелей углеводородов ( в нефтяном эквиваленте) при численности сотрудников в нефтегазовом секторе 76521 человек. Это означает, что объем добычи углеводородов в расчете на одного сотрудника в год составлял не менее 1 тыс. тонн нефтяного эквивалента. Т.е. объем добычи в расчете на одного сотрудника почти в 10 раз превышал аналогичный показатель российских нефтегазовых компаний.

[5] По мнению вице-президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Л. Федуна, российской нефтяной отрасли угрожает «проблема 2007 года», когда «прекратится ее рост на заложенной сегодня технологии». Еще в 2003 году Президент компании «Евразхолдинг» А. Абрамов в интервью журналу «Эксперт» отмечал, что в «повестке дня» для российской черной металлургии не стоит вопрос о технологическом обновлении предприятий отрасли. Следует сосредоточиться в основном на развитии сырьевой базы. Но сегодняшняя ситуация на рынке черных металлов свидетельствует о нарастании рисков для данных предприятий, в том числе и из-за технологической отсталости и слабого кадрового потенциала. Отрасль по этим показателям начинает проигрывать новым конкурентам и рискует столкнуться с рыночными ограничениями уже в ближайшие 3-5 лет.

[6] ГМК «Норильский Никель» во многом из-за этого купила «Stillwater Mining Company».

[7] Еще более сложной является ситуация с технологическим и кадровым обеспечением предприятий военно-промышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока. В отрасли фактически размывается инновационно-технологическое ядро.

[8] Российские компании не в состоянии, даже при наличии средств, обеспечить разработку собственных конкурентоспособных технологий и реализовать масштабные кадровые проекты.

[9] При том, что ни одна из российских бизнес-школ пока в данный рейтинг не попадала.

[10] Для Сибири и Дальнего Востока данный процесс пока еще не так сильно выражен, как для Северо-Запада РФ, но он будет интенсивно развиваться по мере продвижения в регион иностранных инвесторов и увеличения закупок импортного оборудования.

[11] Во многом это связано еще и с тем, что в большинстве отраслей техническая документация дается на английском языке.

[12] В США в 2004 году из общего числа студентов только 15% учились на дневной основе по двухгодичным программам и 36% по четырехгодичным программам, тогда как 25% студентов обучалось по двухгодичным программам дистантного обучения и 10% по четырехгодичным дистантным программам.

[13] Более широкую технологическую специализацию, актуальную не только для прилегающих территорий, поддерживают только глобальные лидеры, такие как Массачусетский институт технологий (МИТ).

[14] Престонский университет (Великобритания) решал технологическую задачу создания современной системы пожаротушения для высотных зданий Гон-Конга, а в последствие, по мере тиражирования технического решения создал в городе образовательный модуль по подготовке персонала для эксплуатации таких систем.

[15] В Красноярске очень сильные отдельные научные школы и направления подготовки кадров: физики твердого тела, биофизики, лесоведения, биотехнологии, прикладной математики, химической технологии, космического приборостроения, цветной металлургии.

[16] Опыт реализации программ по установлению тесного взаимодействия между бизнесом и вузами имеется в Российской Федерации. В частности, Британский Совет в сотрудничестве с Минобразования РФ в отдельных регионах в качестве пилотного проекта реализует программу «Дельфи», обеспечивающую модернизацию учебных программ и учебных планов в соответствии с требованиями работодателей, и проч.

[17] Подготовка бакалавров должна вестись не в рамках характерных в настоящий момент для красноярских вузов факультетов, а объединяющих целые крупные направления подготовки институтов. Это позволит обеспечить переход к модульным учебным программ, оперативно формировать их комплексы и т.д.

[18] Должна быть обеспечена преемственность образовательных программ различных ступеней, их взаимной проницаемость, гарантирована возможность и доступность продолжения образования, в том числе возможность быстрого «добирания« новых компетенций за счет включение в индивидуальные образовательные программы новых модулей.

[19] Это означает, что в вузе должна вестись хорошая языковая подготовка как зарубежных студентов русскому языку, так и российский студентов на иностранном языке. Кроме того, в вузе должен быть создан мощный центр по работе с зарубежными студентами, аспирантами и вузами.

[20] Часть курсов может читаться на английском языке.

[21] Строительство данного комплекса должно вестись при наличии соответствующего финансирования со стороны партнеров университета — бизнеса и региона.

[22] Опыт показывает, что и за рубежом, и в РФ (пример, АНХ при Правительстве РФ и ГУ-ВШЭ, тесно взаимодействующим с МЭРиТ РФ) вузы, претендующие на общенациональное значение, существенную часть финансирования НИОКР получают за счет государственного бюджета. Государство ставит перед данными вузами задачи национального масштаба. Это позволяет, с одной стороны, обеспечивать актуальность исследований в рамках соответствующих учебных заведений, с другой стороны, способствует их масштабности. В конце концов национальные университеты создаются для того, чтобы производить глобально значимое знание и готовить кадры, способные решать задачи мирового уровня.

[23] Крупных работодателей, которые готовы выступать спонсорами Национального университета и принимать активное участие в управлении им.

[24] Выпускающие кафедры, обеспечивающие целые направления подготовки, а не факультеты (как это принято сейчас), должны отвечать за присвоение определенной специальности.

[25] Данные структуры являются непременным атрибутом всех ведущих вузов мира.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.